Юридическая компания
                "Карвелис и партнеры"
Запись на консультацию по тел.:  +7-914-466-03-94 
                                                    +7-930-115-06-72                                  
                                                   

контактная форма

Новые вопросы

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) относит психологическое давление на должников к основаниям для составления административных протоколов в отношении коллекторов. В профильном законе подобное понятие не описано, в результате на практике в эту категорию может попасть само напоминание о наличии долга, пишет «Коммерсант».

В законе о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ) указано, что при возврате просроченной задолженности не допускаются действия, связанные в том числе с оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением действий, унижающих их честь и достоинство. Однако закон не дает четкого определения, что именно может считаться оказанием психологического давления.

«Определения этому термину нет ни в одной отрасли права, поэтому это оценочное понятие, — говорит руководитель комитета Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств по судебной практике Станислав Куркин. — Для многих заемщиков сам факт напоминания о долге является некомфортным и может быть расценен как давление».

По его мнению, в 230-ФЗ уже определены параметры законного взаимодействия с заемщиком, статья о психологическом давлении — избыточна. «Целью закона является не защита душевного комфорта должника, а соблюдение стандартов общения с ним», — полагает он.

В ФССП, являющейся надзорным органом для коллекторов, не ответили на запрос. В Минюсте, который отвечает за нормативно-правовое регулирование в сфере деятельности взыскания долгов физлиц, сообщили, что правом толкования и разъяснения законодательства, регулирующего указанную деятельность, Минюст не наделен.

Судебная же практика по вопросам «психологического давления» пока складывается не в пользу коллекторов. Из 14 судебных актов только один удалось отменить в апелляционной инстанции, причем на основании того, что ФССП допустила процедурные нарушения.

При этом коллекторы отмечают, что даже одно слово, сказанное оператором, может стать причиной жалоб должника на «психологическое давление». Проблема усугубляется тем, что большинство судебных решений не содержат описания, в чем заключалось оказанное психологическое давление. Но и те, что содержат, лишь добавляют вопросов. «В одном из решений суд принял за психологическое давление уточнение даты и места рождения при верификации должника», — указывает Куркин.

По мнению экспертов, изменить ситуацию может только правоприменительная практика.

Добавить комментарий

Новости сайта
Понравился сайт? Подпишитесь и читайте новые статьи на сайте сразу после публикации!

Нашу рассылку уже читают 14 подписчик(ов).